Начинающим практикам. Часть 6

Начинающим практикам. Часть 6Каждая болевая эмоция, каждая неприятность, каждый дискомфорт – это указание на отделенность нас от Бога. В каждом таком случае содержится информация о том, какой именно аспект нашей отдельности от Него мы в состоянии разрешить уже сегодня. Если приложить к нашей жизни пристальное самонаблюдение, то каждый случай можно использовать как маленькую ступеньку, ведущую к Нему. Все случаи нашей жизни можно разделить на категории, каждая из которых сформирована каким-то одним нарушением в нас. Например, нас все время на работе заставляют делать чужую работу. Мы уже поменяли три-четыре места работы, и все время одна и та же история: проходит 2-3-4 месяца, и на нас наваливают то, что должны делать другие…Предыдущие части материала:
Начинающим практикам. Часть 1
Начинающим практикам. Часть 2
Начинающим практикам. Часть 3
Начинающим практикам. Часть 4
Начинающим практикам. Часть 5

Начинающим практикам. Часть 6

Самсара

Кому-то может показаться, что мы не все одинаково греховны, и тот, кто менее греховен, тот может оценивать поступки других и восстанавливать справедливость. Именно так работает Самсара (мир страстей). Ведь каждая самость себя считает менее греховной, а «значит, кому, как не мне быть мерилом поступков других людей» — такая установка вшита в нашу самость. Конечно, далеко не каждый себе формулирует это в виде слов, но гораздо важнее то, что каждый действует исходя из этого.

С осознания своей греховности, своей личной кармы, начинается духовное очищение. Когда это происходит, мы уже в меньшей степени склонны к осуждению нашего окружения и больше склонны к наблюдению за своими собственными реакциями в различных ситуациях. Мы начинаем наблюдать, откуда берутся эти реакции (эмоции, слова, действия)? Они появляются еще до того, как мы успеваем сообразить, правильно ли явить эту реакцию миру – мы просто являем ее и все. Лишь задним числом понимаем, что поступили скверно и, в первую очередь, навредили себе. А окружающая реальность с избытком предоставляет нам различные жизненные ситуации – и все для того, чтобы мы могли практически с любой микроскопической точностью созерцать проявления наших грехов и душевных отягощений в поступках, в желаниях, в эмоциях, в помыслах, в словах.

* * *

Далее идут две факультативные беседы о разном:

Травмы

Каждая болевая эмоция, каждая неприятность, каждый дискомфорт – это указание на отделенность нас от Бога. В каждом таком случае содержится информация о том, какой именно аспект нашей отдельности от Него мы в состоянии разрешить уже сегодня. Если приложить к нашей жизни пристальное самонаблюдение, то каждый случай можно использовать как маленькую ступеньку, ведущую к Нему.

Все случаи нашей жизни можно разделить на категории, каждая из которых сформирована каким-то одним нарушением в нас. Например, нас все время на работе заставляют делать чужую работу. Мы уже поменяли три-четыре места работы, и все время одна и та же история: проходит 2-3-4 месяца, и на нас наваливают то, что должны делать другие. Нам даже кажется, что всегда все стараются перевалить друг на друга свою работу. Но это не так. На самом деле, нередки обратные случаи (в это трудно поверить), просто они происходят не с нами.

Или в личной жизни – наш партнер постоянно «вытирает ноги» о нас. И это тоже повторяющаяся история. То же происходит и в кругу друзей – если на вечеринке неожиданно кончилось спиртное, то за «догонкой» пошлют именно нас. Очевидно, что это все можно отнести к одной категории, ведь дело не в окружающих людях, а в том нарушении, которое присутствует в нас. Этим нарушением мы провоцируем их (добрых и честных) на такое проявление по отношению к нам.

Устраняя нарушения шаг за шагом, мы придем к первозданному своему облику. Сначала нарушения будут представать в виде проблем личного характера – это уровень начала практики. Потом нарушения будут все тоньше и прозрачнее, они станут менее заметны, не будут приносить дискомфорт, а порой будут даже манящими и приятными. Однако каковы бы ни были нарушения, они все равно будут отделять нас от первозданного состояния нашего сознания.

Анализируя и подразделяя все случаи жизни, можно заметить, что подобных категорий нарушений у нас не бесконечное множество, а всего несколько. И все множество неприятностей нашей жизни сформировано комбинациями этих нескольких видов нарушений. Остается лишь найти причины в себе, породившие каждое из них.

Так просто? Нет, это начало, которое совсем не «так просто». Эти первые шаги всегда даются с большим трудом. Часто посещает апатия и сомнения: «да, зачем все это нужно», «я стараюсь, стараюсь вот уже почти неделю, а все еще не стал святым угодником». Этот период «первичного очищения» занимает несколько лет, бывает и больше десятка лет – мы трудимся, потом отступаем, потом опять беремся за борьбу с самостью, но разочаровываемся, а потом все-таки понимаем, что другого пути вообще нет, и снова беремся за дело…

Однако после того, как будет проделана эта работа, дальнейшие шаги будут уже более радостными. После первичного очищения мы сможем воспринимать помощь Духа и опираться на Него, а с Его помощью все становится стремительнее и гармоничнее. Одновременно с этим будет расширяться качественный характер практики – мы начнем фокусировать внимание на вещах, ранее нам недоступных. В этом поле восприятия новых вещей мы сможем делать лишь мелкие шажки – каждый день по одной капельке, вытачивая свою осознанность на этом новом уровне восприятия.

Возможно, выметать остатки внутреннего мусора придется до конца своих дней. Но это уже не будет происходить в состоянии полной слепоты и захваченности страстями. Эта ювелирная работа будет нами проделываться уже в ощутимом присутствии Духа (неописуемом присутствии некоторого изначального довселенского сознания) – в Его свете будут проявляться все мельчайшие соринки «в своем глазу». После изъятия каждой очередной из них мы будем становиться все свободнее и радостнее.

Теория относительности истинного «я»

Что же такое непроизвольные реакции? Это те наши реакции, которые не подчиняются нашей воле, а происходят в нас сами по себе – мы завидуем, злимся, боимся, испытываем чувство вины и т.д. не по нашему осознанному выбору. Часто мы даже не задумываемся о том, что мы не выбирали испытывать эти ощущения. Мы просто испытываем их и все тут.

Если мы прочитали где-нибудь в эзотерической литературе, что ревность и чувство собственности по отношению к другому человеку – это не хорошо, то мы можем обнаружить, что само по себе такое прочтение не меняет наш мир – мы по-прежнему будем испытывать чувство ревности. Согласиться с чем-то на формальном умственном уровне и освободиться от источника этих эмоций – вещи разные. Настоящая практика начинающего духовного искателя – это освобождение себя от источников непроизвольных реакций.

Те из нас, кто с головой погружен в мир страстей, постоянно сталкиваются со всевозможными неудобствами и неудовлетворенностями. Однако и те, кто посвятил свою жизнь Добродетели, постоянно сталкиваются с соблазнами и трудностями. Эти трудности различны по своей тонкости для разного уровня практикующего, но главное – они всегда указывают нам на недоработки, которые содержатся в нас.

Если для начинающего практика соблазном является получение взятки на его работе от поставщиков, то для продвинутого практика в этом нет никакого соблазна (а потому и взяток ему уже никто не предлагает), но соблазном для него может стать способность понимать, т.е. тяга к глубокому пониманию процессов мироздания. Наверняка найдется кто-нибудь, кто скажет: «но ведь глубоко понимать – это же так трудно и это же есть суть духовного роста!» Да, для кого-то это суть, а для кого-то – ловушка, соблазн свернуть в сторону от конечной реализации человека.

Посмотрите, ведь есть люди, для которых и получение взятки является предметом духовного роста, и они всеми силами стремятся занять такую должность (на которой можно получать взятки), чтобы больше не промышлять разбоем и квартирными кражами. Их духовное восхождение уже привело к пониманию того, что разбой – это грех, а взятки – это благо, поскольку они избавляют от необходимости разбоя и можно будет мирным путем обеспечить семью.

В Самсаре все относительно, а твердой точкой отсчета является лишь Бог. Мы все одинаково субъективны.

Кто-то скажет: «Странные примеры, ведь и так каждому понятно, что воровать – это грех, но мы же не такие».

А какие мы?

Кто мы?

Кто внутри нас определяет себя как «я»?

Мы говорим: «мне это не полезно», «он причинил мне вред», «на этих семинарах мне было очень хорошо, а вот на тех не очень».

Кто этот «я» и по каким критериям он оценивает те или иные «полезности» или «хорошести» для себя?

На этих семинарах вам было хорошо потому, что там услаждали вашу гордыню?

Или на этих семинарах вам было хорошо потому, что ваше внутреннее пространство стало чище и светлее?

Как отличить одно от другого? И какое «я» будет это отличать?

Если вы полностью контролируемы самостью, то вы сразу поймете, что там, где было вам хорошо – и есть самое лучшее место для практики. Самость никогда вам не скажет, что ее (самость) надо изживать. Сотни людей собираются на эзотерических тусовках и наслаждают самости друг друга. Им хорошо! Они получают «позитив» на природе! Они прикасаются к таинственным тайнам! Но что кроется в слове «они»? Что именно в них получает этот «позитив»? Вот в чем вопрос.

Автор:
Илья Бондаренко
meditationacademy.ru/

Без рубрики