Критерий истины, совесть или основная ошибка неоадвайты

Критерий истины, совесть или основная ошибка неоадвайтыКаждый серьезный искатель который привык все проверять на своем опыте и опираться в основе своего исследования на научный подход рано или поздно становится перед ситуацией выбора критерия, который позволит ему выстроить свое мировоззрение, понимание и действия во что-то цельное и последовательное. Такой критерий, который позволит ему отойти от детской веры в гуру, учения и перейти к интеграции своих знаний, навыков и понимания в реальную жизнь. До того как возникнет такая ясность, что всякое учение и понимание, каким бы цельным и привлекательным, и все объясняющим, и дающем различные опыты и переживания, оно не было, если оно не позволяет улучшить свою обычную жизнь, так как она есть, во всей ее обнаженной фактичности, то оно не стоит ничего.Критерий истины, совесть или основная ошибка неоадвайтыКаждый серьезный искатель который привык все проверять на своем опыте и опираться в основе своего исследования на научный подход рано или поздно становится перед ситуацией выбора критерия, который позволит ему выстроить свое мировоззрение, понимание и действия во что-то цельное и последовательное. Такой критерий, который позволит ему отойти от детской веры в гуру, учения и перейти к интеграции своих знаний, навыков и понимания в реальную жизнь.

До того как возникнет такая ясность, что всякое учение и понимание, каким бы цельным и привлекательным, и все объясняющим, и дающем различные опыты и переживания, оно не было, если оно не позволяет улучшить свою обычную жизнь, так как она есть, во всей ее обнаженной фактичности, то оно не стоит ничего.

Такой опыт и такой вывод может стать самым болезненным за всю «практику» и за весь «путь». Поэтому многие до последнего его избегают, не желая принять тот факт, что любой даже самый привлекательный «духовный путь» который идет вразрез с реальной действительность именно твоей конкретной жизни – ни стоит и ломанного гроша.

По этой же причине дойдя до последнего всеобъемлющего понимания (которое по факту таковым конечно же не является) многие «искатели» начинают продуцировать еще более яростный невроз и начинают убеждать себя и других (а по сути заниматься самообманом) что «та реальность» («духовного поиска» и «пути познания себя») несмотря на то, что она никак не меняет их жизнь и никак в ней не отражается.. все же существует – надо просто больше!!! верить и хотеть и стараться. Таким образом они (искатели) все более становятся в конфронтацию к реальному себе и к реальной жизни.

Одна из основный причин этого в том, что современные адаптированные древние учения во первых достаточно древние (т.е. неадекватны нашей действительности) во вторых плохо и неправильно адаптированы и в третьих распространяются учителями, которые сознательно или безсознательно, но искренне распространяют под видом истинных «учений» дремучее невежество.

Сутью такого невежества является превознесение или излишняя акцентуация только одной стороны учения которая отражает только одну сторону реальности. Несмотря на то, что именно такой подход может быть очень полезен и конструктивен для многих современных «материалистически» и «прагматических» людей все же он остается ложным если говорить о истине как о целом.

Конкретно речь идет о восхвалении «сознания», «наблюдения», «единства», «непроявленного», «недеятеля» и т.п. и т.д. Имея противоположные обозначаемым этими терминами неосознанные фиксации современный человек естественно испытывает «терапевтическое» воздействие таких антиконцепций.. но в то же время если он не понимает, что это тоже всего лишь концепции, то оказывается фиксирован в противоположной позиции и неизбежно оторван от реальной жизни, что приводит его к «вере», «сектанству» и в конечном итоге к еще большему неврозу т.е. претензиям и отрицанию жизни. С той лишь разницей, что если до этого оны был «жОстким» материалистом, то теперь становится таким же жёстким идеалистом и духовным искателем.

Если же обладая ясным сознанием и хорошим качеством осознавания он замечает это (невроз и фиксацию в другой концепции), а также факт того, что его реальная жизнь по большому счет не меняется (если он будет достаточно искренен с собой) то вопрос выбора критерия становится для него принципиальным. Что может стать тем критерием который позволит выстроить свою практику в реальной жизни, а свою жизнь как реальную практику? В ответе на этот вопрос мы и попробуем разобраться.

Для начала небольшой пример того, о чем мы говорим. Например человек убежден (безсознательно конечно), что он есть, как что-то отдельное, чт- то, что обозначается написаным в паспорте, что есть его личность, что он является субъектом (т.е. «началом» или инстанцией) «своих» мыслей и действий, а также созидателем своей жизни. Придя по каким то причинам к «учении» он обнаруживает ложность этих убеждений так как сталкивается с концепциями, того, что его как отдельного нет, никакой особой инстанции нигде в реальном опыте обнаружить не удается, а его действия и мысли просто случаются через него в большинстве своем совершенно не зависимо ни от чего в т.ч. и от него как он о себе думает.

В результате такого опыта (если эти знания превращаются в опыт) он понимает, что все само происходит его нет, все случается, а он это сознание или осознание или наблюдение или что-то такое или что-то другое или черти-что. Мало того усвоив концепции об относительности добра и зла, он окончательно теряет критерий того, кто он, что ему делать и надо ли делать, если все не имеет смысла, ни к чему не ведет, а есть только непроявленное (нерожденное) которое всегда неизменно здесь и сейчас… а ведь ему завтра на работу, деньги зарабатывать и девушка ушла или еще что-то такое… что остается кроме как идти в монастырь с таким учением ну или пить водку или медитировать… или и то и другое и еще сами знаете что.

Я несколько усугубил пример. чтоб показать во что превращается и куда приводит такое «учение» и такая «практика». А теперь все же попробуем разобраться с критерием – есть он или нет и что это может быть.

На вскидку есть как минимум две вещи которые претендуют на такой критерий. Первая — это ум – ему следуют и на него опираются все последователи интеллектуального и научного подхода. И надо отдать ему должное – лучшего пока не придумали. Реально как инструмент ориентирования — ум совершенен.

Другое дело, что в большинстве своем люди одураченные учениями (следуй сердцу, ум твой враг твой, ум порождает только иллюзию и т.п.) просто отбрасывают его как критерий. Вторая проблема с умом, в том, что чтоб быть критерием он должен быть достаточно развит, что требует внимания к этому вопросу, а большинство современных людей или с детства не приучены (не научены) качественно мыслить или отучены современной культурой или и вовсе не хотят заниматься этой ерундой. Ведь это труд и навык и по факту проще медитировать и получать «опыты», чем думать.

И все же развитый ум является очень хорошим критерием для практики который позволят решить почти все вопросы возникающие на пути. Но! и у него есть его предел. Какой? – посмотрим позже.

Теперь вернемся ко второму критерию (или тому, что обычно таким называют) – сердце или интуиция или чувства. Следую своему сердцу, делай то, что чувствуешь нужным.. такие призывы мы встречаем везде и первую очередь как альтернативу первому критерию. Тут проблема другая — очень хорошо говорить о сердце (пути с сердцем) и т.п. но в реальности нет никакого четкого критерия, что это и в результате это означает доверься себе как есть т.е. действуй бездумно.

Безусловно положительный аспект в таком подходе есть. Он заключается в том, что мы отказываемся от ума как сдерживающей или контролирующей инстанции и таким образом можем получить новый и неожиданный опыт. Но это только если мы достаточно смелы, чтоб так поступать в противном случае часто за этим успешно скрываются наши безсознательные реакции – нереализованные желания, страхи, тревоги, сомнения, интересы и все то в чем мы обычно себе отчета не отдаем. В таком случае результатом следования сердцу является полное бездействие или метания и сомнений которые так и не находят твердой опоры ни в уме ни в сердце.

Отмечу еще один нюанс противопоставления этих критериев – это то, что за ними часто скрывается противоположность – сознательное и безсознательное. Т.к. «ум» обычно! это, что-то что мы понимаем и осознаем, а под «сердцем» мы понимаем неосознанные движения (типа души). Отчасти это верно, а отчасти нет. Да такое наложение имеет место, но по сути это не тождество т.к. часто не только в сфере ума у нас предостаточно неосознанных убеждений и концепций, но и в неосознанном (проявляющемся безсознательно) у нас есть не только чувства (эмоции), но желания (тела) или более глубокие и скрытые движущие силы (коллективные архетипы, видовые обусловленности и т.п.)

Итак ум и сердце. Что может быть еще? Да есть то о чем как бы случайно забывают – это тело и все его желания. Эта случайная забывчивость связанна с многовековой обусловленностью западной или европейской цивилизации влиянием христианства. Мы привыкли считать свое тело чем то не достаточно высоким и т.п. – чем то, что должно быть отброшено или превзойдено. И хотя очевидные факты жизни заставляют нас удовлетворять нужды тела в необходимой мере, но некоторое «отрицательное» (не духовное) отношение к нему присутствует у подавляющего большинства.

Трудно придумать большую глупость и нелепость, а так же переоценить всю пагубность такой культурно-религиозной или мировоззренческой обусловленности и соответственно такого пути «прогресса». Тело является носителем и выразителем опыта миллионов (а может и больше) лет эволюции. В нем закодирована огромная масса бесценного опыта благодаря которому мы есть, мы есть такие как есть и мы живы и можем жить и в т.ч. заниматься «разными практиками». В сравнении с знаниями тела –психика это жалкая верхушка айсберг, а ум чайка случайно севшая на него и возомнившая себя капитаном корабля. Но не это предмет нашего разговора сейчас, достаточно того, что мы просто вернем телу возможность выступать критерием и компасом всей нашей жизни.

Отмечу что, если тело выступает как критерий то тут выступают на первый план наши желания, наше удовлетворение и реализация нашей индивидуальности как совокупности всех наших телесных, видовых обусловленностей.

И так тело, психика (сердце) и ум. Три критерия. И по нелепой ошибке два в оппозиции, а третье забыто и стыдливо задвинуто в глубокое безсознательное. А теперича не пора ль нам перейти к существу вопроса. Я уже писал, что человек как форма есть триединство тела, ума и психики – причем неразрывное триединство. Т.е. по-настоящему целым мы являемся когда все элементы проявлены гармонично и вместе. И здесь мы можем обнаружить еще один критерий – гармоничность и целостность системы тела- психики-ума – которая основана именно на целостности нашей проявленной формы.

Именно через эту форму во всех ее многообразных аспектах (интеллект, чувства, эмоции, восприятие и т.п.) мы познаем и переживаем реальность. Эта безличная инстанция которая через нашу форму познает проявленный мир во всем его многообразии обычно, часто и повсеместно называется душой. Впрочем так же часто из за путаницы она может называться атманом , сознанием, осознанием и еще много чем. Хоть так или иначе все это имеет отношение к существу, но здесь важно не запутаться и опираться на свой реальный опыт а не на различные учения в которых каждый «понимает и называет по своему и в меру своего понимания» даже те вещи которым соответствуют одни и те же аспекты реальности.

Но! помимо проявленной формы у нас есть еще непроявленный аспект, который реализуется через эту форму — это то, что обычно нерожденным. То, что являясь непроявленным проявляется через форму оставаясь при этом парадоксальным образом неизменным. Основная интенция этого аспекта реальности это — проявляться. Причем проявляться максимально возможными способами и в этом смысле эту силу часто называют дух или воля. То, что бесконечно заставляет все двигаться и проявляться – автор всех действий который проявляется и через нас и в нас.

И так чух-пух.. тыж-тыдыж.. — мы подходим к главному. Теперь мы можем выделить несколько систем и оппозиций. Первая система проявленной формы человека – психика-тело-ум и его гармоничная целостности. Вторая система – проявленое и непроявленное, а также воля или дух как движущая сила которая переводит первое во второе (или посредством которой реализуется такое превращение). Вторая система тоже является неразрывной и триединой – проявленое-дух-непроявленное. Рассматривать эти элементы отдельно есть смысл только в конкретном контексте, но при этом всегда следует помнить о их единстве.

Важно также отметить, что проявленная форма человека по существу находится в сфере проявленного, относительно и множественного т.е. является «отдельной», в то время как душа (сознание), которая сознает через нее (осознает) находится в сфере проявленного, относительного, но! единого. Нерожденное же находится в сфере непроявленного, абсолютного и единого. И соответственно дух или воля реализуется именно из этого аспекта в проявленное. Такую связь этих аспектов важно верно понимать и не запутаться в ней. Именно ясное понимание всей системы в целом позволяет нам всегда различать где и как я «отдельно», а где и как един или абсолютен.

Таким образом мы обозначили всех ключевых игроков на нашем минном поле и пора немножко разобраться кто из ху. И так – дух, душа и человеческая форма… А как же «я»? Т.е. меня (именно меня) получается не пригласили – вот абидно.. до слез! Но есть же и бонусы т.е. плюшки – сознание присутствует, душа и дух тоже и самое главное — они неуничтожимы т.е. будут всегда.

А вы что думали, что вы тут царь.. да ради бога — дух дышит где хочет всю дорогу все времена, а мы только соломенные собаки которых нарождается когда надо в нужно объеме, чтоб процесс проявления и осознавания не останавливался к радости тех кто реально существует, а не тех кто возникает только как некоторое заблуждение ума. Ладно – я немножко пошутил, хотя обидно, что нельзя взять с собой веселые фотки с прошлого пикника прямо в следующую хорошую жизнь. Впрочем что-то наверняка как-то останется – особенно если действительно так уж сердцу любо.

Вернемся к игрокам. Если по форме тело-ум-психика (сердце, эмоционально чувственная сфера) более менее понятно, то с душой и духом надо немного прояснить – кто они и зачем тут? Это позволит нам чуть больше понимать их мотивы и то как они проявляются через человечью формочку.

И так душа — ее основная цель проявленный мир. Без мира нет души – душа существует только в мире. Ну не только.. но так ей очень хочется и в этом её ойойойойой – большой грех. Когда-то она водилась с духом, но потом обломалась ибо скучно и уныло – пустота-с и вечность. Поэтому возлюбила она мир.. и с тех пор как говорят унылые ретрограды наступило у нас тут везде грехопадение.

Душа хочет познавать и наслаждаться миром – бесконечно и во всех формах .Поэтому любая форма ей мила и люба. Сам факт возникновения и существования чего-то в проявленном праздник для души и чем больше возникает и проявляется и в дальнейшем познается душой через процесс четырех-ступенчатого осознавания тем больше для души ананда т.е. счастье от ее (души) бытия. Это любовь в чистом виде – ну в смысле как страсть. Желание быть с всякой возникающей вещью и осознать и познать и познавать ее.

Облом для нас на этом празднике души в том, что проявленность бесконечна, познавание тоже.. а форма человека и время отпущенное ей конечны. И как бы мы не прикидывались, что мы душа – не стоит забывать об ограничениях отдельно взятого носителя.

Теперь немножко про дух. Духу вообще все пофиг. Ему лишь бы проявляться. И в этом смысле он не обусловлен формой и готов использовать любую форму. Хоть пропеллер ветерком покрутить, хоть астальную тантру раскачать или например на эсминце в белой фуражке по морям.. ну сами понимаете. Ему даже все равно осознается там что-то или нет – главное действие. Чем больше он надействует, тем больше душа потом на осознает –вот так и веселятся наши телепузики.

Вернемся к грустным сторонам (дуальностям) реальности. Духу все равно созидать или разрушать ему главное сам факт действия. Поэтому оба процесса и созидание и деструкция для него равнозначны. Дух по сути и существу авантюрист и ему конкретный Вася вовсе не жалко. Да что там Вася плюс-минус миллион или десять всяких разных ( в т.ч хороших людей) – не вопрос, или там бац — и например вся Антлантида ушла под воду — тоже не проблема для духа.

В этом отношении душа подобрее будет, она жизнь любит и ближе к каждому существу (даже маленькой букашке или кузнечику). Ей важна уникальность каждого т.к. позволяет ей по
8000
лучать новый уникальный опыт который возможно в такой комбинации никогда уж не повториться боле. Впрочем о смерти формы ограниченного временного существа она тоже не зарыдает. Если опыт уже получен – до свиданья старая соломенная собака – здравствуй новая и вперед к новым и разнообразным впечатлениям – я тебя люблю, весь мир для тебя, ты такая уникальная соломенная собака – гав-гав, посмотри какие замечательные облака на этом голубом небе.

Мой несколько иронический тон диктуется тем, что и дух и душа являются безличными и вечными силами т.е. они вовсе не так гуманны и не в том смысле как нам привычно думать под влиянием гуманистической психологии и социалистической идеологии.

Да они через нас реализуются и проявляются и мы так или иначе им нужны.. но вот только конкретного Ивана Петровича (инженера) это «так или иначе» вряд ли порадует. Впрочем все ж зависит только от идентификации этого самого Ивана Петровича и може ему просто важно отдавать себе отчет в реальном положении дел.

А теперь вернемся к критерию. Если вы внимательно читали (а вдруг!) то уже наверное поняли, что таким критерием остается.. тададада.. – целостность или чувство целого. Да я уже писал, что человек существо многосоставное и если мы действительно понимаем, что через нас и в нас и как реализуется то гармоничность и целостность всей системы становится нашим приоритетом. В этом отношении чувство целого неразрывно связано с «идентификацией» т.е. тем как и кем мы себя считаем, а точнее проживаем.

Еще раз (это важно!!!) всей системы, а не системы проявленной человеческой формы ум-тело-психика. Да-да, даже критерий целостности проявленной человеческой формы (если он осознан и реально переживается в опыте) это большое достижение и это позволяет человеку гармонизировать себя как отдельное существо не допуская различных перекосов в умничание или «опыт» или «просто делай» и «просто живи».

Но только когда есть понимание, что через эту форму реализуется нечто превосходящее человека и то, что объединяет все живое и проявленное и нерожденное – тогда появляется настоящий критерий.

Конечно важно различать, что сейчас больше действует мой ум, сейчас я следую своим желаниям или хочу испытывать определенные эмоции, но так же важно чувствовать, что стоит за этими инструментами формы. Если вам хочется узнать или познать или испытать, если возникают чувства красоты, уникальности, неповторимости – это скорее всего душа. Если возникает беспричинный и необусловленный интерес и желание делать, чувства, раздолья, аванюризма, неудержимости, безрассудства несмотря ни на что (включая личную смерть или погибель) просто ради самого действия – это скорее всего дух.

Теперь надеюсь некоторая ясность есть и те кто реально захочет разобраться имеют необходимые ориентиры. Конечно надо сказать, что ясность еще не опыт, а опыт еще не вся жизнь. И знать о том, что через нас проявляется душа и дух и реально видеть и чувствовать и переживать в себе их проявления это разные вещи. Второе требует навыка, опыта, искренности и открытости к миру, себе и их проявлениям.

Если вы дадите себе труд узнать происхождение слов совесть и сознание то с удивление обнаружите, что они однокоренные. Душа реализует себя в процессе осознавания проявленного как механизм взаимодействия познаваемого и познающего, дух реализует себя в процессе творения в котором непроявленное проявляется и снова исчезает, а бытие остается неизменным.

Можем ли мы чувствовать в себе эти силы. Думаю, что можем. Возможно это имеет отношение к совести. Сейчас и впрочем уже давно нам объясняют, что совесть это нравственный социальный критерий. Такой критерий естественно может быть только относительный. Т.е. получается, что «по совести» у разных народов и разных людей в разные времена означает по разному.

Но когда-то считали по другому. По совести – это значит в соответствии «с вестью» т.е. с тем, что реально происходит и «ведается» или другими словами следуя целому и имея это чувство целого в себе.

Есть одна особенность целого и целостности которую есть смысл упомянуть. Целостности человека, проявления души или реализации духа – это все системы целого. А в системе целого всегда есть элемент отражающий именно аспект целостности (точка координации, глаз дракона, сердце и т.п.) и в этом аспекте и через него все эти системы едины. И именно через него возможно их взаимодействие. Именно в таком смысле говорят о «сердце» к которому надо прислушаться и понимание и чувствование которого не имеет отношения к эмоциям или чувствам, а отражает реальное чувствование системы как целого.

И наша личная гармоничность (и тело и психика и ум и их единство и целостность) и душа и дух – все это в нас. Пока мы не знаем про это — мы и не переживаем этого и не чувствуем, но как только мы узнаем это и становимся более открыты в в этом аспекте, то можем начать чувствовать. Потому, что это не что-то надуманное и чуждое, а это все и есть мы – неразрывная ткань нашего бытия.

Каждый! человек в не зависимости от возраста, веры, места и времени может иметь это критерий и при желании научиться чувствовать, что следует делать, а что нет, что хорошо, а что плохо. Причем в данном случае это критерий будет сугубо и по определению индивидуальным и не зависимым ни от какого внешнего окружения – времени, цивилизации или воспитания или социума или культуры. Такой критерий не возможно возвести в правило или оформить в знание потому, что он отражает текущее «здесь и сейчас» (оно же «там и везде») и истинно только для конкретной ситуации и людей.

Много времени было потрачено, чтоб исказить наши знания о себе, что привело к текущему положению дел, но всегда и для каждого есть возможность вернуть всё на свои места — не надо верить книгам и учениям. Можно обмануться словами в отношении себя, но нельзя обмануться фактом – мы есть то, что есть – это нельзя изменить.

Всякий человек, гуру или партия который так или иначе будет подводить нас к смысли, что «не каждый может» познать бога (открыть истину, узнать себя и т.п.) – вот так и знайте что перед вами фашист, манипулятор и подлец или что-то такое. В след за этим вы услышите про «истинное» и «самое истинное» учение, про «настоящего учителя» и «неверных» про «тайное знание» и про «прямую передачу». Теперь же когда вы услышите эти слова, то у вас есть выбор верить и обманываться или …

Просто открой реальность, жизнь, себя как книгу – посмотри что там, кто ты? Там все написано как есть и там и было так написано всегда… и Будды там было так написано и у Иисуса там же тоже… и у тебя и у каждого.

Никакой другой критерий (от ума, тела, чувств или даже души и духа) не будет истинным – только ощущение целого подскажет нам, когда следует что делать, а когда нет, когда поступить так хорошо, а когда также, но не следует этого делать. Особенностью этого критерия является то, что его «настройка» напрямую связанна с «знанием себя» и причем не только интеллектом, а в реальном переживании.

Может показаться, что нам надо постараться и достичь и т.п. и т.д. – это не совсем верный подход. Мы всегда есть то, что есть и все происходит так как происходит – вопрос только в том насколько адекватно это отражается в нашем сознании и мировоззрении и от этого напрямую зависит насколько мы страдаем. А достигать ничего не надо, можно просто сказать, что надо навести порядок у себя в голове – т.е. избавиться от заблуждений в отношении своей истиной природы себя и реальности и тогда действительность станет для нас очевидной в то время как фактом она является уже сейчас.

Целое (бог, реальность, целостность, мы сами) всегда будет давать нам сигнал изнутри и если мы открыты к этому и искренни и понимаем, что это не что-то внешнее чему мы должны следовать, а отражение в нас же самих, наших же проявленные только из других аспектов в эту форму, то и вопрос прислушиваться к этом или нет будет актуальным. Актуальным тогда станет другой вопрос – когда ты узнаешь о том кто ты есть, то будешь ли обманывать себя и дальше или нет?

Источник:
y17c19.livejournal.com

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *